пʼятницю, жовтня 26, 2012

По Праге с широко закрытыми глазами

signa te signa temere me tangis et angis roma tibi subito motibus ibit amor
(крестись, Рим, крестись, того не зная, ты затрагиваешь меня и давишь, и своими жестами вдруг призываешь к себе любовь,
русский аналог-палиндром: нам бог обман ад же дан как надежда).

Праголюбы и прагознавцы говорят, что Прагу не удалось уничтожить большевикам, зато удалось туристам, увы и ах. Но так же, как в Риме живут не римляне - Вечный город был и будет сам по себе, он как бы сдан в аренду кому-то - так и многоязыкая и мультикультурная Прага исторически не совсем чешский город.

Про "золотой век" Карла IV повторяться не буду, пойдем дальше,
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумнуса
в пражский маньеризм, что расцвел при дворе Рудольфа II Габсбурга, привлекшего туда алхимиков-экспериментаторов и мистиков со всей Европы.
Это и Альфонс Муха, любитель западной славянщины и французских арнувошных реклам.
Это Джузеппе Арчимбольдо - придворный художник, который рисовал здесь ready-made свою яровую Осень, свой птичий Воздух, свою рыбастую Воду, своего книжного Библиотекаря.
Это приснившаяся Кафке архитектурно-декоративная выставка на Староместской площади.
Это четыре основных героя книг Лео Перуца - четыре символа достоинства, даруемые людям Богом: император Священной Римской империи Рудольф II - воплощение власти, прекрасная Эстер - воплощение красоты, каббалист рабби Лоэв, создавший Голема, - воплощение мудрости, банкир Мордехай Мейзл* - воплощение богатства.
Это увешанный астролябиями, секстантами, глобусами астролог и астроном Тихо Браге с огромным искусственным носом, умерший нелепой смертью.
Это сам император, венценосный арт-плюшкин, сделавший Прагу сценой своего небанального, в духе Нерона, сумасшествия и собравший в ней немыслимую коллекцию артефактов и курьезов с Манускриптом Войнича во главе.

Этот город - существо с тремя
сердцами. Три этнические группы - чехи, немцы и евреи, - почти не перемешиваясь, обустраивая свои части Праги согласно собственным представлениям о насущном и прекрасном, сделали ее такой красивой. Австрийская, богемского происхождения знать возводила дворцы, деятели Контрреформации - иезуиты набросили на город сеть барочных соборов,
еврейское гетто вспухало, как тесто, в жестких своих границах, пока реконструкция квартала и общая религиозная эмансипация не превратили его в аттракцион крупнобуржуазного консюмеризма; и чехи, которые реконструировали не жилой район, а собственный язык и даже историю, устремились в погоню за ненавистными немцами.
Град, Гетто и Вышеград - три сердца, некогда гонявшие кровь по узким улочкам Праги. (с)




Прага - город-палиндром, город легенд и мистификаций с размахом.
Здесь жил и творил доктор Фауст, согласно легенде, бывший чехом, практиковавшим черную магию. В годы гуситских войн он эмигрировал в Германию, где принял имя Фауст фон Куттенберг по городу Кутна Гора, из которого был родом, а также сменил род своих занятий. Отсюда версия, что Фауст - якобы не кто иной, как Гутенберг, изобретатель печатного станка.




Сегодня известно, что тема Голема отражалась в еврейской литературе задолго до того времени, когда жил Рабби Лев. Авторство ему было присуждено много позже в легенде, а пражских евреев спасал от погромов бесноватый просвещенный император, а не искусственно созданный глиняный колосс ростом с десятилетнего ребенка.

И что главный культурный символ Праги не пивные, а кафе - одни из немногих многоязычных мест в городе. Книга воспоминаний "последней немецкоязычной пражской писательницы" Ленки Райнеровой называется "Der Traumcafe einer Pragerin"/ Кафе мечты одной пражанки, и это кафе в небесах над Прагой, где встречаются ушедшие пражские писатели - чехи, немцы и евреи: Кафка, Брод, Киш, Гольдштюкер, Гашек, Норберт Фрид, Франтишек Лангер и др.
И все это бессистемное на первый взгляд нагромождение архитектурных реплик, фактов и исторических анекдотов - в пережившем детские эпидемии, чуму, 30-ти и100-летние войны, погромы и инквизицию городе - для того, чтобы вычеркнуть из памяти горожан годы нашей общей истории - совместное советство.
Вот что мне открылось в современной Праге, и что было совершенно непОнято в Праге прошлого века. Масштабы, извините, разные были.
Поэтому, вместо того, чтобы нестись дальше по турмаркерам, мы кафкиански кормим пражских лебедей.







_____________
* Мейзл, Мордехай Маркус (Meisei; тж. Майзелъ; 1528-1601) Пражский банкир и благотворитель, глава евр. общины. На деньги М. были построены евр. ратуша, две синагоги (одна из которых носила его имя), расширено евр. кладбище и пристроены к нему миква и госпиталь. М. тж. мостил улицы гетто, выкупал евреев-пленников и ссужал деньгами герм, императоров и императриц. После смерти М. его имущество было конфисковано чешской казной, но значительная часть богатств так и не была найдена, что породило множество слухов и легенд. М. является главным героем романа Л. Перуца "Ночи под каменным мостом" (1953).

6 коментарів:

  1. Прага, в списке !!! Надо ехать :)))))
    Лебеди :)))) это очень красиво :)))

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Лучше уж весной, когда потеплеет, там сейчас холодно и мокро,:(
      Но все равно красиво, конечно:)

      Видалити
  2. Вот прям на том же месте, где ты, Олёна, кормишь лебедей, есть и у нас фотка, где моя дочь кормит тех же лебедей (ну, хотелось бы верить, что они там вечные, лебеди, в смысле :))

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Стратегическое место, однако. Доча твоя вкус к жизни имеет, твоя школа. Тут посетители двух видов - с булками и фотиками, тот, кто с булками - круче:)
      Муз добыл две булки, а я подлая обе скормила, а ведь хотели по-очереди, до сих пор стыдно мне:(

      Видалити
  3. Олена, браво! Еще перечитаю понятно, безумно мнтересно!

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...