понеділок, січня 28, 2013

Музей, египтомания и матрешки

Египетский музей в Каире взвихрил мысли и ассоциации. Еще бы - я наконец увидела живьем фаюмские портреты или они увидели меня?! И не только это, но постараюсь обо всем по порядку, иначе, сама запутаюсь.

Европа пережила четыре цунами моды на Египет - французскую с 1800 гг. (Наполеон, книга Д.-В. Денона, открытие Суэцкого канала, опера"Аида"),
Луи-Франсуа Лежён. «Битва у пирамид» (1808)
Огюст Мариэтт (сидит крайний слева) и император Бразилии Педро II (сидит крайний справа)
 во время визита монарха в некрополь Гизы в конце 1871 года
первую английскую - с 1
882 года в Египет пришли англичане (Асуанская плотина, телеграф, железные дороги, круизы, туристы),
вторую английскую - с находки сокровищ Тутанхамона (еще бы - общий вес найденных в гробнице только золотых изделий и украшений превысил 1,2 тонны!!!) Говардом Картером и лордом Карнавон (где снимался "Даунтон Эбби" помните?),
Дом Картера в Фивах
журналиста Генри В. Мортона в 20-е годы ХХ века (чьи книги-путеводители по Италии считаются лучшими до сих пор),
Агата Кристи фотографирует археологические находки
и кинематографическо-американскую  - после фильмов "Клеопатра" с Элизабет Тейлор и "Аида" с Софи Лорен (пела Рената Тебальди) в 60-е.
Многие музыканты, как и певица Далида, тоже поспособствовали.
источник
Розеттский камень
И вот как это было.

Все 19-ое и начало 20-го столетий в Европу текли потоком экзотические ценности, начиная с походов Наполеона, затеянных от его зоологической ненависти к Британии - владычице морей. Солдаты Наполеона постреляли по лицу Сфинкса, французские дамы получили множество модных вещичек и их имитаций, вроде скарабеев и подвесок в форме картушей, ученые - сотни уникальных документов для научных карьер подделок и сенсаций, и уже в 1798 г. во Франции был создан Институт Египта.
Разграбление шло полным ходом. Один египтолог привез из экспедиции младшему брату много удивительных артефактов. А младший, которого звали Жан-Франсуа Шампольон, к 16-ти годам знавший 12 языков, а в 19 лет ставший профессором истории в Гренобле, к 1829-му году смог расшифровать надпись на Розеттском камне и нашел код к прочтению иероглифов в картушах.
Видели мы копию Розеттского камня в Каире - поверить в его подлинность ооооочень трудно - как по заказу начинающего лингвиста камешек.

А открытием Египетского музея  в Каире, Серапеума в Мемфисе, самых красивых гробниц в Саккаре, расчисткой первых колоннад в храмах Таниса, Карнака, Курны, Мединет Абу, Абидоса, Эдфу, Дендеры мы обязаны более скромному человеку, который вдохновил Верди на на написание оперы "Аида" - Франсуа Огюсту Фердинанду Мариетту (1821-1881).
Египетский хедив в 70-е гг. хотел заказать Джузеппе Верди национальный гимн, но тот отказался. И вопреки легенде, "Аида" была написана не к открытию Суэцкого канала, и не для Каирского оперного театра, начавшего своё существование с «"Риголетто".
Да и Суэцкий канал между Израилем и Египтом не выглядит достойным такого подарка, нашпигованного пышными нильскими узорами. мистицизмом, погребальными церемониями, грабителями могил, мумификацей, дворцовыми интригами и жизнью после смерти.
Суэцкий канал
  • Аида (женское имя по-арабски означает "посетитель" или "возвращение") - опера в четырех действиях композитора Джузеппе Верди с итальянским либретто Антонио Гисланцони, создана по сценарию, написанному французским египтологом Огюстом Мариэттом. Впервые была исполнена в Оперном театре Каира 24 декабря 1871 года в постановке Джованни Боттезини. Верди дважды отклонял предложение хедива написатьоперу к открытию канала. Когда они предупредили его, что обратятся к Шарлю Гуно и Рихарду Вагнеру, Верди согласился, и соглашение было подписано в июне 1870 года. В 1867 году французский египтолог, основатель Египетского музея в Каире Огюст Мариетт  вернулся для наблюдения за древнеегипетским стендом на Всемирной выставке. В 1869 году по просьбе хедива он написал краткий сюжет для оперы. В следующем году эту концепцию переработал в сценарий Камиль дю Локль, и его принял  Джузеппе Верди. Мариетт и дю Локль руководили разработкой декораций и костюмов по древнеегипетским мотивам. Премьера "Аиды" первоначально была запланирована на февраль 1871 года, но из-за осады Парижа в разгар франко-прусской войны была отложена до декабря 1871 года, когда и прошла с большим успехом.
  • Участником торжеств по случаю открытия Суэцкого канала был и французский скульптор Бартольди. Еще до завершения строительства он предложил воздвигнуть в Порт-Саиде, у северного входа в канал, огромный монумент, символизирующий приход в Египет западной цивилизации. Монумент должен был представлять собой 75-метровую фигуру египетской крестьянки с факелом-маяком в руке. На церемонии открытия канала Бартольди всячески рекламировал свой проект, но он был настолько дорогим, что желающих финансировать его не нашлось. Вместо этого монумента у входа в канал установили более скромную размером статую Лессепса. Зато вскоре француз нашел поддержку за океаном. Слегка видоизмененный проект стал знаменитой статуей Свободы, установленной в 1886 г. в Нью-Йорке. 
  • После открытия Суэцкого канала журналисты заговорили о том, что вокруг света теперь можно объехать за 80 дней. Идею подхватил Жюль Верн и создал свой знаменитый роман. 
Долина королей, где была найдена гробница Тутанхамона
Коллекцией Египетского музея мы были буквально зачарованы. Вот где хотелось побывать еще и подольше! Передать все впечатления от этого места на словах невозможно, кино тоже бессильно, поэтому просто запишу несколько наблюдений.

Невозможно не заметить, что  эстетика 20-го века во многом почерпнута из вышеперечисленных источников. Например, женская мода. Древний Египет подал идеи плиссе,

большинства ювелирных украшений на голое тела (раньше они существовали как элемент костюма), головных уборов.
Чего стоит только воротник-оплечье, которое в Египте называлось ускх.

А косички, бритые головы и парики? Стрижка каре, она же боб, появилась в начале прошлого века после находок в Египте. Первой, кто сделал себе такую стрижку, была Луиз Брукс.
Шугаринг мы тоже позаимствовали из Египта - так эпилировали себе головы и тела древние египтяне.
Любимые всеми стрелки тоже родом оттуда - 
в древнем Египте подводили глаза и женщины,  мужчины... 
и животные? Еще и с педикюром!
Обожаемые сандалии тоже из глубины африканских веков.
В гардеробе Тутанхамона насчитывается 81 пара обуви с богатыми украшениями из золота и камней.

Были даже ортопедические!

А эта птичка ничего не напоминает?
Моду на египетский стиль в интерьерах мой моск постичь не в силах - погребальные мотивы и украшения внутри дома не иначе как по недомыслию сути явления.

Трон Тутанхамона
Бегемотомордые львы держат погребальное ложе
Обратите внимание на тонкость отделки - и металла, и ткани.
Красные кони постарше Петрово-Водкинских. 
источник
Там тьмы и тьмы идей для подражания! А на что вдохновили Дали Колоссы покажу позже. 

Наконец, про матрешки или сосуды с головой - канопы
Банки, используемые для хранения печени, легких, желудка и кишечника умершего при  мумификации, украшенные изображениями четырех сыновей бога Гора: человека, павиана, шакала и сокола - считалось, что они могут помочь душе найти свой путь к небесам.
После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба,  откуда и пошло название.
 Современные подделки выглядят чуть ли не аутентичней подлинников.


Кому интересно - книга про жизнь в Древнем Египте
Стиль Retour d'Egypte.
источники: 1,2,3,4,5,6,7

2 коментарі:

  1. Мне кажется, или в 1808 году пейзаж там был побогаче? :)
    Видела фаюмские портреты, говоришь? Завидую жестоко! :)

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Это в 15 км от пирамид, вдоль Нила все зелено, богатое земледелие, поплывем- увидим)
      Ой, какие же они гипнотические! О_о

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...