неділю, лютого 17, 2013

Деревня потомственных расхитителей гробниц и ее история

- Шейх-Абд- эль-Курна. 
Сначала про нее мы вычитали у Мортона: "Розоватые Ливийские горы сияли на фоне неба на противоположном берегу, их долины и впадины были заполнены синими тенями, будто художник писал колокольчики в ботаническом саду Кью, а потом взял кисть и той же краской сделал серию изящных, мелких мазков по рыжевато-коричневому фону горных склонов"
источник
А потом и побывали в ней.
Если не знать ее истории, то жалкие мазанки-ляпанки могут привлечь только антигламурных фотографов или совсем уж полных дауншифтеров. Но внешняя простота обманчива: эти хибары стоят буквально на золоте, они построены над разветвленной сетью погребальных коридоров древних гробниц возрастом в три с половиной тысячи лет.
"Мы просто сидели и потягивали кофе в прохладной, затененной комнате, и я спросил, встречал ли он Абд эр-Расула Ахмада. Хозяин пристально взглянул на меня, потому что из приятной банальности вежливого общения я вернул его в реальный мир, затронул смертельный эпизод из истории Курны. Он ответил, что хорошо помнит Абд эр-Расула, которому было уже около 90 лет, а также и мать старца, ту, что передвигалась, опираясь на две палки, и умерла в возрасте 110 лет. 
История Абд эр-Расула из Курны, на мой взгляд, одна из самых романтичных в Египте. Чуть больше шестидесяти лет назад
туристам в Луксоре потихоньку продали целый ряд замечательных памятников древности. Многие из них имели отношение к царям и царицам Египта, мумии которых на тот момент не были найдены. Власти поняли, что кто-то сделал открытие выдающейся важности, и послали наблюдателей в район захоронений. Наибольшие подозрения вызвала одна арабская семья, проживавшая в старой гробнице Курны с XII века. Аресты не помогли вытянуть из них фамильную тайну, но, как это обычно бывает на Востоке, нашелся один человек, который во всем признался, и история вышла наружу. 
Выяснилось, что однажды летом 1871 года Абд эр-Расул Ахмад шел по горам за Дейр эль-Бахари и наткнулся на шахту, уходившую под землю футов на сорок. Спустившись в нее, он увидел туннель, тянувшийся на сто двадцать футов в глубину гор. Он прополз вдоль всего коридора и оказался в просторной камере, вырубленной в скале. В свете факела он увидел такое, что у него дыхание перехватило: даже он, потомок многих поколений грабителей могил, не мог вообразить подобную сцену в самых оптимистических мечтах. Пещера была до самого свода заполнена гробами, мумиями, погребальной мебелью, украшенной золотом, которое тускло мерцало в бликах огня. В тот момент он не знал, что по чистой случайности нашел секретное укрытие царских останков, устроенное жрецами для тридцати мумий в 966 году до н. э. в надежде спасти их от грабителей могил, действовавших в Египте уже в древние времена. Радость его была омрачена мыслью о том, что сдвинуть тяжелый саркофаг и открыть любой из ящиков в одиночку он не сумеет, а привлечение к работе помощников означало необходимость раскрыть свою тайну. Обдумав сложившуюся ситуацию, он решил посвятить в дело сына и двух братьев. Вчетвером они стали по ночам посещать пещеру с сокровищами мертвых, обдирать мумии, выносить мелкие и легкие предметы, которыми постепенно наводнили рынок. Их состояние росло, требовалась чрезвычайная осмотрительность, чтобы окружающие не заподозрили, что соседи сидят на золотой жиле, найти которую всегда было заветным устремлением каждого профессионального грабителя могил. Но такие сокровища не могут оставаться незаметными. Как только покупатели предъявили их в Европе, ценность находок вызвала оживление и интерес специалистов, так что раскрытие секрета пещеры стало лишь вопросом времени. 
Наступил горький день для Абд эр-Расула Ахмада, когда ему пришлось сделать официальное признание и показать дорогу к пещере Эмилю Бругшу, главе Службы древностей Египта. Бругш так описывал свои приключения: На самом деле я был вооружен до зубов, на плече у меня висело надежное ружье с полным зарядом, а мой помощник из Каира, Ахмед Эфенди Кемаль, был единственным человеком, которому я мог доверять. Любой из местных жителей охотно убил бы меня, останься мы наедине, потому что все они лучше меня знали, что я лишаю их доступа к колоссальному источнику доходов. Но я не выказывал страха и полностью сосредоточился на работе. Шахту расчистили, я спустился и начал исследование прохода. Вскоре мы наткнулись на ящики с керамическими погребальными подношениями, металлическими и алебастровыми сосудами, тканями и украшениями, а за поворотом увидели скопление саркофагов с мумиями; их было так много, что я не поверил своим глазам. Собравшись с чувствами, я провел самое тщательное обследование находки, которое только было возможно в свете факела, и сразу заметил, что саркофаги содержат мумии царей и цариц; это еще не все. Следуя за проводником, я прошел в камеру, где стояли вдоль стен или лежали на полу еще более многочисленные саркофаги с мумиями поразительного размера и веса. Их золотая отделка и полированная поверхность ясно отражали мое восторженное лицо, так что мне на мгновение показалось, что я смотрю прямо в глаза нашим предкам. Среди мумий, найденных в этом укрытии, были останки самых знаменитых правителей Нового царства: Секенена-Ра, Аменхотепа I, царицы Нефертари, Тутмоса II и Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II (которого некогда идентифицировали с фараоном из книги Исход), Рамсеса III и многих других. 
Это были настоящие катакомбы древнеегипетских царей, и прежде никому не удавалось найти ничего подобного. Из Каира выслали специальный корабль, триста арабов работали в течение шести дней, перенося на борт мумии царей и цариц. Когда корабль шел по Нилу, это было поистине необычайное зрелище. По обеим берегам реки, от Луксора до Куфта, собрались экзальтированные толпы, женщины рыдали и завывали, рвали на себе волосы, посыпали песком головы и лица, мужчины палили в воздух из ружей, салютуя мертвым фараонам. 
От шейха я узнал, что Абд эр-Расул Ахмад, как и многие другие, на короткое время становившиеся обладателями несметных сокровищ, умер в абсолютной нищете, достигнув почти столетнего возраста. Остаток жизни он неприкаянно бродил, одержимый мечтой, на мгновение воплотившейся в реальность, а потом ускользнувшей из пальцев. Он ни разу не согласился вернуться к шахте после того, как из нее увезли мумии, и только в девяносто лет, во время визита археолога Роберта де Рустафжеля, поддался на уговоры сфотографироваться у входа. Но когда старик приблизился к тому месту, его охватили столь сильные чувства, что он потерял сознание. (Г. В. Мортон)
Жители Курны (Груны) - герои исторических хроник и газетных сенсаций:
Переезд или новое противостояние?
После шести десятилетий противостояния, египтяне, жившие в домах на скалах в знаменитой деревне Курна, согласились на переезд. Гробницы, находящиеся под их домами, станут доступны археологам и, позже, туристам. По словам официальных лиц большая часть из 3200 семей, живущих в глинобитных, ярко расписанных домах, согласились на переезд в новую деревню, расположенную в пяти километрах к северу от Курны. Точной даты полного перемещения жителей Курны, однако, нет, как нет и даты завершения строительства нового комплекса. «Большинство семей хочет переехать и они хотят переехать, — говорит, явно лукавя, Рания Юсуф, пресс-секретарь Высшего Совета по древностям АРЕ. — Только несколько семей продолжают сопротивляться, но они переедут, уж поверьте мне». Вслед за словами начались действия и в начале декабря бульдозеры снесли в деревне первые четыре дома. За ними должны последовать еще 120 домов. 
Правительство начало бороться с жителями Курны сразу же после II мировой войны, однако переговоры ни к чему не приводили. Обитатели домов на фиванских скалах, вся жизнь которых зависела от туристического бизнеса, говорили, что новые дома малы, а расстояние от новой деревни до памятников будет мешать им работать. 
В целях охраны гробниц власти запретили домовладельцам перестраивать, расширять и даже ремонтировать свои дома. Нельзя было проводить в скалы и воду, из-за чего обитатели деревни привозили ее на ослах из Долины. Сегодня мнения о переезде диаметрально противоположны. Кто-то рад, что новые дома просторны, расположены в специально построенном комплексе с рынком, полицейским участком, культурным центром и школой, рядом есть земельные наделы. «Мы счастливы, но в то же время и несчастны, потому что мы оставляем здесь лучшее из всех мест», — говорит Надя Мухаммен Кассем, которая еще не знает, когда точно ее семья переедет на новое место. Ее можно понять — ее предки поселились в Курне в конце XVIII века, когда в стране стали появляться первые туристы. 
Жители Курны стали помогать на раскопках и, одновременно, грабить гробницы. «Никто не хочет жить в новых условиях хотя бы потому, что большинство людей в Египте не живут таким образом и для них переезд — это крушение мира», — говорит Кэролайн Симпсон, археолог, инициатор небольшой выставки по истории Курны, организованной в самой деревне.
Несмотря на якобы полученное властями от Курны согласие на переезд, большинство обитателей деревни не спешат расстаться со своими домами, несмотря на их тесность, скученность и простоту. «Я даже представлять не хочу, на что это будет похоже, — говорит Абду Усман Дарамали. — Без домов это и вправду будет мертвое место». «Только через мой труп», — добавляет молодой египтянин, по понятным причинам так и не назвавший своего имени: поблизости стояли толпы полицейских, которых согнали в Курну со всего Луксора из-за приезда высоких лиц из Каира к церемонии начала сноса Курны. «Вам не говорят правды, — шепчет мужчина средних лет, со слезами смотрящий на то, как сносят его дом. — Люди из правительства — сплошные лжецы. Они обещают многое на людях, а потом ничего не делают. Вот увидите». На этом, новом этапе противостояния в итоге переехали четыре семьи. Остальные молчат и не уходят из места, обжитого предками на протяжении двух веков. Официальные власти заявили, что переезд затянулся из-за… суматохи, вызванной приездом в Курну делегации правительства. (отсюда)
Египетские власти уже более полувека мечтают превратить западный берег Нила и окрестности горы Гурна в туристическую зону. По их словам, это поможет сохранить древние памятники, в частности - гробницы в Долине королей, а заодно изменит к лучшему бытовые условия местных жителей. Ведь у тех, кто живет на склонах горы, нет даже водопровода, поскольку прокладка канализации может повредить памятникам. У нас пока есть возможность наблюдать за процессией осликов, навьюченных канистрами средних размеров, семенящих на спуске или с трудом поднимающихся по склонам горы.
Уже было предпринято несколько бульдозерных попыток перевезти жителей в другие места. В результате появилась "Нью-Гурна", деревня между Нилом и старой Гурной, спроектированная египетским архитектором Хасаном Фатхи. Еще один новый поселок находится на севере от фиванского некрополя на границе с пустыней. 
Сценарий каждый раз повторяется: власти создают реестр имеющегося жилья, учитывают его площадь и бытовые условия, принимают во внимание нужды и запросы семей. Уже готов проект новой деревни недалеко от старой Гурны, но некоторые семьи по-прежнему отказываются переезжать. И все остается по-старому.
Это остатки Новой Курны, тщеславного строительного проекта, возникшего еще в 30-е годы при короле Фуаде I (1922—1936) и осуществленного при сыне его - короле Фаруке. Строительством этой образцовой деревни на западном берегу занимался Хасан Фатхи - архитектор, доцент каирской Академии искусств. 

Гюстав Флобер (1821—1880), два года путешествовавший по Египту, сделал следующее замечание о Западных Фивах: «Сколь далеко может зайти отвращение к растительности, если люди селятся тут. Вся эта местность — сущая печь!»
Здесь Флобер ошибся: теми, кто селились на склонах Ливийских гор, двигало нечто иное, нежели отвращение к плодородным землям, — «печь» была своего рода землей обетованной для темных личностей, занимавшихся торговлей египетскими древностями! Клан Расулов в этой «печи» уже с XIII в. До н. э. варит свою «похлебку». Здесь, в глинобитной башне Дра абу-ль-Негга царил эффенди Идрис, пока 24 ноября 1898 г. апоплексический удар не прервал его жизнь, целиком посвященную черному рынку,
Воры и скупщики, укрыватели и фальсификаторы находятся вне досягаемости на западном фиванском берегу, где еще в XVIII в. в поисках выгодных сделок окопались и «пионеры» просвещенного Запада. Уволенный за растрату из афинского торгового дома, здесь, в своей лавке древностей, хозяйничал грек Роза, и среди мумий и гробов из усыпальниц Дейр-эль-Медине перед его слезящимися глазами возникал в грезах родной Лемнос. Если бы стены глинобитных крепостей Эль-Курны могли поведать обо всех, кто здесь гостил, большая часть чистых страниц истории гробокопательства оказалась бы заполнена. (подробнее)
Дом Говарда Картера в Фивах
Наука египтология стала одновременно и пиарщиком, и антиподом расхитителей гробниц. Она сформировала бизнес и спрос на древности, она же попыталась стать основным официальным дилером.
Насколько у нее это получилось, вы прочли выше.
Фильм Расхитители гробниц
источники: 1, 2

0 поговорили:

Дописати коментар

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...