пʼятницю, серпня 16, 2013

Чудо чудесное из Пархомовки

Тот, кто не жил до Первой мировой войны
никогда не знал счастья.
(пока ищем, когда и где сказал это Б. Рассел)


На огромной территории нашей общей родины мало что уцелело с того счастливого времени.
Толпа любит разрушать доступное: дома и материальные объекты, окна, зеркала, картины, посуду. Хрупкость этих предметов способствует чувству удовлетворения гидры. В звоне разбиваемых окон ширнармассам слышатся отчетливые звуки бодрой жизни, крики чего-то зарождающегося. Уничтожение символов является уничтожением иерархии, которая более не признается.
Но кое-что все же уцелело, и одно из обыкновенных чудес нам показала Марина.
-- Добро пожаловать в сказку, люди добрые!

Клянусь, даже нелюбители неорусского стиля как я, наверняка, подпадут под волшебное обаяние этого места.
Архетипы рулят - сказки и былины детства, красны девицы - добры молодцы, сине море - лес густой,  бабки-ежкины избушки, богатыри и нечистая сила, и проч. пропповские нарративы. Инициация, одним словом.
Начнем с морфологии, т.е. с формы, как завещал великий Пропп - обойдем со всех сторон и наглядимся всласть.
 Много с тех пор воды утекло и могутных дерев наросло.
Все детали здесь говорящие -
когда-то во всех нишах были иконы. 
Космические формы - это не фигура речи. Космические мозаики - тоже.
 "Мозаика стоит как осколок вечности. В конце концов, и вся наша жизнь является своего рода мозаикой...", - сказал автор этих шедевров Николай Рерих.
Их задумывалось 12, но исполнились только 2 (с лентой-половиной на колокольне).
Мозаика "Покров Богородицы" олицетворяет имя этой церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
На мраморных плитах выбита история создания и освящения этой церкви
- кто, где, когда и кому.
Они вмурованы по периметру, 
но я собрала их вместе.
Не буду вас томить, скажу сразу -
этот храм сыновья Голубевы воздвигли в память своего отца - Виктора Голубева в 1903-1907 гг.
Здесь в приделе святого Виктора он и похоронен
был. Под рериховской мозаикой "Спас Нерукотворный" -
вход в малую церковь-усыпальницу Святого Виктора.
Слева внизу проглядывает
мозаичная подпись "Ник. Рерих".  Это крупная нешлифованая смальта по рецептуре 11-12 вв.
Позже Рерих будет развивать эти две темы Богородицы и Спаса -  в Почаеве, Фленове, Пскове... 
Под сводом сохранились росписи-фрески.


Справа - мемориальная плита Виктору Федоровичу Голубеву. 
Владельцу местных земель, инженеру-путейцу, создателю одного из крупнейших предприятий того и нашего времени - Александровского (Южно-Российского) металлургического завода Брянского акционерного общества в Екатеринославе (ныне Днепропетровский металлургический завод им. Петровского) и Горного института.
Идея строительства большой каменной церкви взамен старой деревянной развалины 1812 г. принадлежит именно ему, 
а возводился храм на средства и под наблюдением его сыновей - Виктора Викторовича и Льва Викторовича Голубевых.
Голубь - символ семьи.
К строительству церкви В.В.Голубев привлек "майских жуков" - однокашников по гимназии К.Мая - по стечению исторических обстоятельств наиболее одаренных людей своего времени.
Строил ее по своему проекту архитектор и академик В. А. Покровский (ученик А.Бенуа), помогал ему  П. Д. Благовещенский, художники - Рерих Н. К. и Перминов В. Т., мозаичные работы выполнены частной мастерской Фролова В. А.
Мозаики этой мастерской можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Почаеве и Пархомовке.
Смотрите туда!
Под шлемовидным куполом пророческая храмозданная мозаичная надпись:
"Сооружена церковь Покров Пресвятой Богородицы и Святого Виктора в царствование императора Николая II в лета 1903-06".
Под надписью масонские знаки -  молоток, клещи, четыре гвоздя, лестница, 
копье, проросшее зерно, полумесяц, елка, звезды, ползущая буквой "омега" змея, красный петух.
У востоковедов, расшифровывающих последовательность этих символов, вышло пропрочество-предостережение правящей царской семье: под словом "император" притаилась змея, 
под именем Николай II - вздыбился красный петух. 
Дорожки из желтого кирпича прямо из детства - 
а мы снова ничего не просим))
Со всех сторон  - множество красивейших и любопытнейших деталей,  
имеющих либо практическое (расскажу!),
либо символическое значение. Ничего лишнего, никакой славянской избыточности.
Линии и пропорции - само совершенство,
глаз ликует.
Церковь идеально вписана в парк.
Здесь тоже должна была быть мозаика, увы.
И здесь...

Обошли со всех сторон не один раз - 
все двери заперты.
И каждая - произведение искусства.
Даже подвально-вспомогательные.

Но тут Марина достала свою волшебную зеленую книжку - и о, чудо! -  
дверь открылась!
Войдем?..

7 коментарів:

  1. Ваша Марина - волшебник! :-) Вот бы везде иметь такого гида!
    Олена, а церковь действующая? Её ж реставрировать надо, обязательно!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Марина - гид от Бога, всем везет, когда люди приходят к себе.
      Таня, церковь действующая, Киевской епархии, с подачи Раисы Максимовны ее реставрировали насколько смогли за неделю) Она в очень приличном состоянии по сравнению с другими. Отсутствие дороги ее и спасло)

      Видалити
  2. Ох, какой ты перл нам показала! И как он хорошо сохранился!

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Таня, мы до сих пор под впечатлением. Но показала еще не все - ту би континьюд))

      Видалити
  3. Действительно, чудеса. Храм-исполин. Самое невероятное, что мозаичные символы и надписи сохранились, никому не помешали и поперек идей не встали.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Причем в такой глубинке, она его и сохранила)
      Пытались, глумились, да не вышло у них,

      Видалити
  4. Вообще непонятно, как храм выжил. Его поджигали, выкуривая из колокольни кого-то, внутри хранили ядохимикаты, на которые через дыру в крыше лилась вода, по мозаикам стреляли и т.д. А реставрация проводилась на деньги Святослава Рериха, в основном.

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...