середу, листопада 03, 2010

Барселона начинается с Гауди. La Pedrera или дом-каменоломня

Мы говорим: Барселона, -
подразумеваем Гауди.
Мы говорим: Гауди, -
Подразумеваем Барселона.


Это я не цитирую совклассика, а оправдываюсь, потому что теперь будет много Гауди. Мы (чесслово!) не готовились, потому что летели-то во Францию, но со стороны Барселоны. Прилетели-погуляли-сели и и поехали через Францию домой - вот так задумывалась поездка, но рентодатели машин не оценили нашего авторвения и проявили себя как антиглобалисты: гнать машину через 3 границы им показалось чрезмерным, что они и выразили нам устно и в цифрах. Убедили - и вот мы дважды в Барселоне.

Из отеля до метро мы дошли минут за 5, купили билет на 10 поездок за 7 с копейками евро и поехали до станции "Diagonal", чтобы оттуда пешком гулять до Саграда Фамилия.
А в метро можно послушать музыку
Барселона устроена геометрически удобно и понятно, центральная ее часть пересечена крестом по диагонали с центром в Plaça de les Glòries Catalanes, из которой торчит 34-этажный фаллос палец-небоскрёб Торре Агбар/Башни Агбар, прообразом которой стала гора Монтсеррат, а сама башня Жана Нувеля стала, в свою очередь, младшим братом 30 St Mary Axe - лондонского "Огурца".
Гауди – автор восемнадцати произведений, ни одно из его творений не расположено за пределами Испании. В Каталонии – их четырнадцать, в Барселоне двенадцать из них.
Первым, по выходу из метро, перед нами предстало знаменитое творение Гауди - Каса Мила, который здесь зовут Ла Педрера.

Дом был построен между 1906 и 1910 годами и объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году. Юридических проблем с домом было столько, что из тридцати шести месяцев строительство Каса Мила являлось законным в течение всего лишь четырёх недель.
Барселонцы это здание наградили массой прозвищ – от «железнодорожной катастрофы», «депо для дирижаблей», «жертвы землетрясения» до «питомника для змей» и «осиного гнезда».

Это строение настролько огорашивает, что его надо срочно с чем-то соотнести, назвать, классифицировать, вычислить точку смысловых координат в картине мира, иначе едет крыша.
Там и на крыше – подъемы, спуски, лесенки, арки. А дымоходы, каминные и вентиляционные трубы, шахты лифтов – жутковатое сюрреалистическое воинство. Критики и коллеги недоумевали: «Может, это признаки сумасшествия?» Жильцы стали посмешищем всего города. Нашлись такие, кому Каса Мила напомнил недавнюю железнодорожную катастрофу. Другие вспоминали о шутке Русиньоля по поводу обитателей, которым остаётся только разводить змей среди скрученных и изогнутых стен. Только юмором обыватель может обезопасить свой разум от беспощадной грандиозности творений Гауди.
Доминирующей идеей Каса Мила стала тоже гора. Но гора живая, движущаяся, гора в стиле ар нуво. Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов. Прозвища возникли незамедлительно, и одно из них приросло намертво – La Pedrera, «каменоломня».

Специально для Каса Мила была разработана новая технология строительства. Примером послужили лёгкие промышленные конструкции железнодорожных вокзалов, с той разницей что металлические опоры были заменены колоннами из кирпичей. Фасад плавно обтекает вертикальный металлический профиль, но ещё более необычным выглядит поэтажный план здания. До этого каждый дом в Эйшампле (весь этот район - огромный архитектурный заповедник) был симметричным, с плоскими стенами и прямыми углами. В поэтажном плане Каса Мила прямоугольные формы сменились криволинейными, напоминающими группу свободно плавающих пузырей, каждый из которых представляет собой помещение, случайным образом примкнувшее к остальным.
Сегодняшняя суровость Каса Мила далека от первоначальной задумки Гауди. Он планировал изменить рукотворный ландшафт, предложив всем жильцам украсить балконы пышной растительностью. Зелёные вьющиеся растения, свисающие корзинки и виноград должны были смягчить резкие очертания, а кактусы, папоротники и пальмы – сбить повторяющийся горизонтальный ритм балконов. Будучи специалистом в области гидравлики, Гауди даже предусмотрел систему самоирригации.
Сейчас дом заслонен раздражающими и отвлекающими глаз рекламными поделками, очередями... , но для нас с вами нет ничего невозможного! (обойти вокруг)


А когда-то этот роскошный дом заказал Гауди муж богатой вдовушки dona Roser Segimon i Artells - красавчик и жуир Пере Мила-и-Кампс, владелец La Plaça de Braus de la Monumental - самой большой арены, где до сих пор проводится коррида. К тому же Пере Мила был не только законодателем мод и обладателем первого автомобиля в Барселоне, но и депутатом Конгресса.
Каса Мила состоит как бы из двух зданий, которые построены вокруг двух дворов-колодцев девяти уровней: подвал, цокольный этаж, антресоль, мезонин, четыре верхних этажа и чердак. В подвале был гараж - это было новшеством, на первом этаже резиденция владельца Пере Мила (1323 м²), остальное - 20 квартир для аренды. Поэтому дом имеет форму ассиметричной "восьмерки". На чердаке были прачечная и хозяйственные помещения.
Наибольшие трудности вызвало возведение фасада здания. Несмотря на то, что формально наружная стена не была несущей, приличная толщина камня потребовала от подрядчика разработки системы шкивов и противовесов, позволяющих водружать каждый камень на место. И хотя у подрядчика имелся солидный запас в смысле стоимости, никто не предполагал, что придётся по четыре раза поднимать и опускать один и тот же камень, прежде чем он ляжет на место. Работа с глыбами, такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт, едва не привела подрядчика Байо к банкротству. Он пожаловался архитектору, и Гауди добился увеличения бюджета. Когда Милу спросили, не теряет ли он деньги на этом строительстве, тот резко ответил, что теряет не деньги, а терпение.


В начале лета 1909 года Каса Мила всё ещё оставался незавершённым. Крыша здания ждала скульптуры с изображением Мадонны и ангелов. Однако в конце июля началось обострение каталонского конфликта, в конечном итоге приведшего к гражданской войне в Испании(1936г.). Впервые ученики Бакунина появились здесь еще при его жизни, а в начале следующего века в полусотнях специальных школ Барселоны тысячам слушателей, среди которых был Сальвадор Дали, преподавались принципы анархизма. В 1919‑1923 гг. здесь было 700 политических терактов — то есть практически каждый второй день в течение четырех лет. Это лишило Гауди возможности закончить строительство. Неоконченный Каса Мила был и остаётся одним из величайших памятников архитектуры скорби Испании.
Тогда Гауди написал на туалетном столике доньи Росарио: Memento homo qui pulvis eris et in pulvis reverteris/«Человек, помни, что ты вышел из праха и обратишься в прах».
(часть мебели сейчас стоит в доме-музее Гауди в Парке Гуэль, фото можно было делать только без вспышки)






Одна из историй повествует о том, как Гауди довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Эта роза должна была символизировать его клиентку, донью Росарио. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета.
Но и это не помогло, отношения творца с хозяйкой не заладились и после смерти Гауди донья Росарио полностью изменила интерьер своей квартиры, не оставив ни следа от первоначальной отделки. (побродить внутри)
Добравшись до крыши (лезем обязательно!) Каса Мила, посетитель также попадает в совершенно иной мир. Это "Сад Воинов" - замаскированные под скульптуры дымоходы, вентиляционные трубы и шахты лифтов выстроились здесь в хорошо продуманном порядке. Кажется, эти безглазые великаны спят, но их присутствие ощущается повсюду. Говорят, это многоярусное войско вдохновило Джорджа Лукаса на создание Дарта Вейдера.

Кованые кружевные балконы и роспись потолков проектировал Жузеп-Мария Жужоль/Josep Maria Jujol и, работая в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии, создал свой язык кованых железных украшений. Для каждого балкона он раскатывал рулон бумаги и делал эскиз углём в масштабе 1:1. Эскизы были разные, но тема одна – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах Каса Мила.
Передав эскизы мастерам подрядчика Бадиа, Жужоль посоветовал им работать fa presto, вытягивая металл и как бы рисуя им в воздухе, играя его прочностью и эластичностью. Получив законченное изделие, Хухоль принимался за его доработку, придавая абстрактным формам нужную выразительность.

Рассказывают, что несколько лет спустя после заселения дома Мила, квартиросъемщик Antoni Feliu Prats приобрел автомобиль «Роллс-Ройс». А когда выяснилось, что радиус кривизны рампы слишком мал для того, чтобы машина смогла въехать в гараж, Гауди решил удалить из конструкции гаража одну из опор и заменить ее сложной системой арок и консолей. Как и при возведении здания, все расчеты для сооружения новой конструкции были произведены помощниками архитектора Хайме Байо и Каналетой.

В Ла Педрере можно снять квартиру и сейчас, квартиры удобные, уютные, но придётся терпеть бесконечные толпы туристов. Ла Педрера живет не только днем, но и ночью - летом на крыше Casa Mila устраиваются джазовые концерты или Cuisine nights at La Pedrera/Кухня ночи в Ла Педрера - гурманские обеды от шеф-повара "Барселоны", что подаются на террасе на крыше Ла Педрера.
Что смотреть: Полдень с Гауди /Gaudi Afternoon (2001), Испанская гостиница/L’Auberge espagnole (2002), THE PASSENGER/Профессия - репортер (1975), Hallucination Generation (1966), и "Антонио Гауди" (1984) Тэсигахара Хироси (+ "Visions of Space: Antonio Gaudi").
О последнем чуть подробнее - фильм Тэсигахара снимал без текста, с небольшой речью о Гауди в самом конце. Архитектурные съемки смонтированы без комментариев, но в американской версии подписан каждый из памятников, с комментариями в духе туристического справочника. Кстати, для японцев Гауди-сан — их национальный архитектор, эдакий Ван Гог от архитектуры. Некоторые из них в своей любви к Гауди идут до конца: один из двух архитекторов, надзирающих за строительством Саграда-Фамилии, — перешедший в католическую веру японец.

Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 910, 11

4 коментарі:

  1. Я бы там пожила месяцок. Мне кажется, в таких домах должны сниться забавные сны.

    ВідповістиВидалити
  2. Хорошо бы. Надо обдумать эту возможность:)

    ВідповістиВидалити
  3. красота необыкновенная!Гауди-- безусловно- гений !

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Правда, въезжаешь в это не сходу, приходится приручать глаз и тело к бесконечности его линий)

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...