Это и т.н. Музейная миля - 10 нью-йоркских музеев кучно расположены с 82-й по 105-ю улицу в Верхнем Ист-Сайде.
Если вы помните, из Центрального парка мы вышли через Engineers' Gate напротив 90 Str. и повернули направо - к музею Соломона Гуггенхайма (не царь, но серебряные, свинцовые и медные копи имел) на 88-ой улице.
Всем известно, что его обширная коллекция произведений современного искусства легла в основу собраний семи всемирно известных музеев: двух в Нью-Йорке, двух в Лас-Вегасе и по одному -- в Венеции, Бильбао, и Берлине. Сегодня Фонд вместе с собраниями всех музеев, носящих имя Соломона Гуггенхайма, обладает наиболее значительной коллекцией произведений искусства XX века.
Казалось бы, все просто - встретились
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт, Хилла Ребай и Соломон Роберт Гуггенхайм |
Она училась искусству в Берлине и среди ее друзей и однокашников были Василий Кандинский, Рудольф Штайнер, Пауль Клее, Ханс Рихтер, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Робер Делоне и Марк Шагал.
Хилла фон Ребай "Гавотт", 1947 |
Благородное семейство, куда больше расположенное к тихим радостям французского импрессионизма, вслух и про себя возмущалось наглостью художницы-баронессы, но Гугги, как звала его Хилла фон Ребай, был непреклонен. Немецкая авантюристка, твердившая Гугги: "Я сделаю тебя знаменитым на весь мир", получила карт-бланш на создание коллекции.
Благодаря ей Гуггенхаймы вскоре сделались счастливыми обладателями нескольких сотен абстрактных шедевров -- Рудольфа Бауэра, Кандинского, Делоне, Клее, Глеза, Леже, Мохой-Надя, Мондриана.
В Нью-Йорке, помешавшемся после открытия Музея современного искусства на французских кубистах и сюрреалистах, это искусство казалось типичной немецкой безвкусицей. Но у баронессы нашелся неожиданный союзник в лице Адольфа Гитлера: когда авангардистов в Германии провозгласили "дегенеративными", собирать их живопись стало для еврея Гуггенхайма делом политического принципа.
В 1937 году был создан Фонд Соломона Гуггенхайма, а спустя два года выставкой "Искусство завтрашнего дня" на Манхэттене открылся Музей беспредметного искусства, директором и куратором которого стала Хилла фон Ребай. Стены, затянутые серой тканью, повешенные почти у самого пола абстрактные холсты, музыка Шопена и Баха в залах — это был самый необычный из тогдашних американских музеев.
(Кстати, часть экспозиции "Искусства завтрашнего дня" с заумными "композициями" и "конструкциями" Бауэра, Мохой-Надя, Леже и других восстановили в берлинском Музее Гуггенхайма.) Аншлагов на выставках абстракционистов в Нью-Йорке не было.
Однако главной целью Хиллы фон Ребай был не музей, а храм — храм беспредметности, проект которого она заказала самому футуристическому из американских архитекторов Фрэнку Ллойду Райту, вряд ли предполагая тогда, в 1943-м, что совершает революцию в музейной архитектуре.
Следующие десять лет прошли в боях с советом попечителей гуггенхаймовского фонда — и за райтовскую спираль, и за чистоту "беспредметной" коллекции. И благодаря интригам, в особенности племянницы Соломона Пегги, после смерти Гуггенхайма семья исключила Хиллу из состава Совета директоров. Баронессу фон Ребай даже не пригласили на открытие музея, который она создала и она ни разу не переступила его порога (также как Гуггенхайм и Райт, умершие до открытия музея в 1959-ом году) .
Но слово сдержала, сделав Соломона Гуггенхайма знаменитым на весь мир.
Только почти через сорок лет после ее смерти в 2005 году Музей Гуггенхайма посвятил ей специальную выставку и показал ее роль в становлении музея и ее собственные картины.
"Желтый, красный и синий" Василия Кандинского особенно любил Соломон, владеющий более чем 120 картинами художника-абстракциониста |
Музей Гуггенхайма очень уж напоминает музей Мерседес-Бенц в Штуттгарте. А его архитектор Фрэнк Ллойд Райт признавался, что музей похож на стиральную машину (которую тоже придумала женщина, но об этом мы еще поговорим).
Следующим был Мет - Метрополитен музей, но по дороге нас поджидал сюрприз...
источники: 1,2,3,4
Какая черная неблагодарность! Женщина всю жизнь положила на прославление имени, а семейка так обошлась с ней!
ВідповістиВидалитиОлена, а сколько же она прожила? По моим подсчетам - столько не живут. Или я что-то не поняла?
Олена, пардон, нашла в первой ссылке биографию фон Ребай. Прожила она 77 лет. А я невнимательно прочла и мне показалось, что она умерла в 2005 году!
ВідповістиВидалити