неділю, березня 11, 2012

Гуггенхайм и его любовь... к искусству ли?

Пятая авеню - это Публичная библиотека Нью-Йорка, Empire State Building, Собор Святого Патрика, Рокфеллер-центр и самая дорогая улица в мире (по словам Forbes - 11,4 тыс. евро за 1 кв. метр в год. Второй идет Causeway Bay – торговая улица в Гонконге: 9,5 тыс. евро в год, на третьем месте Елисейские Поля - 6,8 тыс. евро).
Это и т.н. Музейная миля - 10 нью-йоркских музеев кучно расположены с 82-й по 105-ю улицу в Верхнем Ист-Сайде.
Если вы помните, из Центрального парка мы вышли через Engineers' Gate напротив 90 Str. и повернули направо - к музею Соломона Гуггенхайма (не царь, но серебряные, свинцовые и медные копи имел) на 88-ой улице.
Всем известно, что его обширная коллекция произведений современного искусства легла в основу собраний семи всемирно известных музеев: двух в Нью-Йорке, двух в Лас-Вегасе и по одному -- в Венеции, Бильбао, и Берлине. Сегодня Фонд вместе с собраниями всех музеев, носящих имя Соломона Гуггенхайма, обладает наиболее значительной коллекцией произведений искусства XX века.
Казалось бы, все просто  - встретились большие деньги меценат, художница и архитектор и создали музей.  Ан нет, история закрутила спираль похлеще невиданного здания.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт, Хилла Ребай и Соломон Роберт Гуггенхайм
Немка из Страсбурга Хильдегард Анна Августа Элизабет Freiin (баронесса) Ребай фон Эренвизен/(1890-1967) Ehrenwiesen  была девушкой-аристократкой со вкусом и отбирала все работы для коллекции и экспозиций, она же придумала этот проект и ей он был посвящен.
Она училась искусству в Берлине и среди ее друзей и однокашников были Василий Кандинский, Рудольф Штайнер, Пауль Клее, Ханс Рихтер, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Робер Делоне и Марк Шагал.
Хилла фон Ребай "Гавотт", 1947
Но сначала просто талантливая художница-абстракционистка Хилла Ребай в 1927 году оказалась в Нью-Йорке и получила заказ на портрет медного короля Соломона Гуггенхайма. В этом академическом, крепкого рисунка и благородных темных тонов парадном портрете благообразного пожилого джентльмена нет и тени намека на авангард.

Во время сеансов ей приходилось сдерживаться в живописи, но, как гласит семейное предание, она не сдерживалась в словах, отчаянно проповедуя беспредметное искусство перед заинтригованным магнатом. То ли проповеди были так убедительны, то ли портретистка хороша, но Гуггенхайм обратился в новую веру.
Благородное семейство, куда больше расположенное к тихим радостям французского импрессионизма, вслух и про себя возмущалось наглостью художницы-баронессы, но Гугги, как  звала его Хилла фон Ребай, был непреклонен. Немецкая авантюристка, твердившая Гугги: "Я сделаю тебя знаменитым на весь мир", получила карт-бланш на создание коллекции.
Благодаря ей Гуггенхаймы вскоре сделались счастливыми обладателями нескольких сотен абстрактных шедевров -- Рудольфа Бауэра,  Кандинского,  Делоне, Клее, Глеза, Леже, Мохой-Надя, Мондриана.
В Нью-Йорке, помешавшемся после открытия Музея современного искусства на французских кубистах и сюрреалистах, это искусство казалось типичной немецкой безвкусицей. Но у баронессы нашелся неожиданный союзник в лице Адольфа Гитлера: когда авангардистов в Германии провозгласили "дегенеративными", собирать их живопись стало для еврея Гуггенхайма делом политического принципа.
В 1937 году был создан Фонд Соломона Гуггенхайма, а спустя два года выставкой "Искусство завтрашнего дня" на Манхэттене открылся Музей беспредметного искусства, директором и куратором которого стала Хилла фон Ребай. Стены, затянутые серой тканью, повешенные почти у самого пола абстрактные холсты, музыка Шопена и Баха в залах — это был самый необычный из тогдашних американских музеев.
(Кстати, часть экспозиции "Искусства завтрашнего дня" с заумными "композициями" и "конструкциями" Бауэра, Мохой-Надя, Леже и других восстановили в берлинском Музее Гуггенхайма.) Аншлагов на выставках абстракционистов в Нью-Йорке не было.
 Однако главной целью Хиллы фон Ребай был не музей, а храм — храм беспредметности, проект которого она заказала самому футуристическому из американских архитекторов Фрэнку Ллойду Райту, вряд ли предполагая тогда, в 1943-м, что совершает революцию в музейной архитектуре.
Следующие десять лет прошли в боях с советом попечителей гуггенхаймовского фонда — и за райтовскую спираль, и за чистоту "беспредметной" коллекции. И благодаря интригам, в особенности племянницы Соломона Пегги, после смерти Гуггенхайма семья исключила Хиллу из состава Совета директоров. Баронессу фон Ребай даже не пригласили на открытие музея, который она создала и она ни разу не переступила его порога (также как Гуггенхайм и Райт, умершие до открытия музея в 1959-ом году) .
Но слово сдержала, сделав Соломона Гуггенхайма знаменитым на весь мир.
Только почти через сорок лет после ее смерти в 2005 году Музей Гуггенхайма посвятил ей специальную выставку и показал ее роль в становлении музея и ее собственные картины.
"Желтый, красный и синий" Василия Кандинского особенно любил Соломон,
владеющий более чем 120 картинами художника-абстракциониста
Перевернутая улитка музея внутри была полупустой - там шла реконструкция большинства экспозиций, поэтому нам не удалось подняться на лифте, чтобы спуститься по знаменитой спирали.
Музей Гуггенхайма очень уж напоминает музей Мерседес-Бенц в Штуттгарте. А его архитектор Фрэнк Ллойд Райт признавался, что музей похож на стиральную машину (которую тоже придумала женщина, но об этом мы еще поговорим).
Следующим был Мет - Метрополитен музей, но по дороге нас поджидал сюрприз...
источники: 1,2,3,4

2 коментарі:

  1. Какая черная неблагодарность! Женщина всю жизнь положила на прославление имени, а семейка так обошлась с ней!
    Олена, а сколько же она прожила? По моим подсчетам - столько не живут. Или я что-то не поняла?

    ВідповістиВидалити
  2. Олена, пардон, нашла в первой ссылке биографию фон Ребай. Прожила она 77 лет. А я невнимательно прочла и мне показалось, что она умерла в 2005 году!

    ВідповістиВидалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...