середу, березня 20, 2013

Некорректное и неочевидное

Илья смотрит фильм "Линкольн", где сегодняшние актеры торжественными словами современного сценариста призывают к демократии и всеобщему равенству во имя выборов.
Интересно, а что на самом деле говорилось образованными государственными мужами в той демократической в лучших античных традициях (читай: рабовладельческой) стране, где действовала научная классификация Линнея?
Слушаю, думаю, вспоминаю южные штаты и их мистику и тут же получаю ответом по мозгам читаю: ррраз!:

В Африке, как известно, все верят в колдовство. Любая смерть объясняется колдовством, естественных смертей не бывает. То же самое болезни и другие несчастья. При этом каждый говорит, что лично он/она ничего не знает о колдовстве, но вот такой-то… (следует указание на конкретного человека) – известный колдун. Обычно это некто, к кому говорящий плохо относится. Моиз, например, с уверенностью говорил это о нынешней жене своего отца (мачеха!). 
To make a long story short, африканская жизнь пронизана постоянной подспудной подозрительностью против всех. Это не сразу понимаешь, потому что об этом прямо не говорят. Спросишь отчего человек умер, начинают подробно описывать – это был очень странный недуг, человек чах, врачи не могли определить что это за болезнь. Правда известно, что заболел(а), например, после того, как поссорилась с теткой. Спрашиваю прямо: «Колдовство?» Удрученно кивают головой – «да». Я таких рассказов слышала десятки.
Этой зимой Влада Куаме, которая живет Абиджане (она там замужем), рассказала, что ее муж Конан, врач, кандидат наук, закончивший институт и аспирантуру в Волгограде, с треском выгнал из дома собственную мать, обвинив ту в колдовстве. Пожилая африканская дама и раньше приезжала к ним из деревни и подолгу гостила, но раньше все было мирно. Влада всегда говорила, что не потерпит гостящих 42 родственников из деревни (что случается), исключение делалось для матери и сестер Конана. И вот – выгнали! Конан нашёл у матери какие-то колдовские принадлежности – горшки и т.д. После чего выставил старушку вон. Влада утверждает, что эта мать уже погубила (африканцы говорят «съела») нескольких своих детей – кто умер молодым, кто бездетным остался, кто болеет постоянно. «А сын, женатый на белой, и сама его жена, и их ребенок – для колдуна хорошая пожива», говорит Влада. Она, кстати, тоже кандидат наук – филологических, специалист по русскому фольклору. 
Так вот, услышав этот рассказ Влады, я подумала: «Совсем обафриканилась девушка, уже “никакой критики”». Впрочем миссионеры-швейцарцы тоже как бы верили в колдовство.
Так вот, у нас, как может быть, кому-то известно, весь месяц жил информант Альфонс, который помогал доводить до ума словарь языка Дан-гуэта. Несколько дней назад Альфонс улетел назад в Абиджан, летел он из Москвы, и я его провожала. У него случился перевес багажа, в результате нам пришлось срочно перекладывать вещи, и одну из сумок Альфонс оставил. Несколько дней она болталась у меня в багажнике, потом я решила взять ее с собой в Калмыкию, а потому вытащила из нее альфонсовы вещи. Помимо большой растрепанной Библии на французском языке, а также рубашек и пустых дискет был найден – аккуратно свернутый клок моих собственных волос. Я (извините за подробности), когда расчесываюсь, выбрасываю их в мусорное ведро, они у меня просто так не валяются. Этот же был аккуратно свернут. Я вспомнила, что недавно видела такой клок дома рядом с рабочим местом Альфонса. Мелькнуло подозрение, что он его вытащил зачем-то, но потом я решила, что кот выудил его из мусорки. Короче, теперь такая же штука оказалась в Альфонсовых вещах. Колдует наш Альфонс, вот что. Волосы для колдовства – самое милое дело. Стало мне как-то не по себе. И, в общем, не потому, что я боюсь колдовства. Как известно, оно плохо берёт белого человека. К тому же я ему не родственник. 
Но все равно – факт, что он прихватил его «на всякий случай», вдруг пригодится – мне не понравилось. Даже если я не верю в колдовство, или не боюсь его, но сам-то он верит. Он взял его с определенной целью – влиять на меня, подчинять своей воле путем магических махинаций. Заметьте, Валя купил ему билет, сделал приглашение и визу, вылечил ему здесь все зубы (что было дорого). Мы, как мне кажется, не сделали ему ничего плохого. Возможно, я ошибаюсь. Возможно, белый человек враг по определению. Хотя это во мне говорит расизм. Они по отношению друг к другу ведут себя точно также. Я стала понимать Владу Куаме.
Африканцы живут в состоянии постоянной подозрительности – никто до конца никому не доверяет. И на то есть основания. Вспомним сказки про Братца Кролика. Когда Братец Кролик становится директором банка, банк лопается. Сам Альфонс говорил, что работают только те структуры, во главе которых стоят белые. Как только руководство меняется на местное – год-два и наступает крах.
А вы мне, Стивен Пинкер, про то, что все мыслят одинаково…

и два!:

Вот, что пишут наши коллеги, уехавшие на год (!) к догонам 
Еда здесь вообще неплохая. Основу каждодневного меню составляет рис (просяная каша, кускус, макароны…) с бесконечным разнообразием соусов (листья баобаба, арахис, помидоры ...) и фрукты. Примерно то же самое обычно едят и местные. Лишь по части «деликатесов» мои и их вкусы кардинально расходятся.
В определенных частях страны догонов местные жители знают поименно до 15 видов кузнечиков. Все виды четко разделены по принципу «съедобное - не съедобное», а среди самих названий встречаются «сладкие ножки», «хрустящие крылышки» и прочие термины из лексикона полковника Сэндерса и Рональда Макдональда.
Народ бобо, непосредственные соседи догонов, знаменит своими гастрономическими пристрастиями по части собак. Проезжая деревню бобо на автобусе, замечаешь человека приведшего в базарный день на продажу упряжку дворняг, подобно тому, как в других местах люди приводят баранов.
Этот факт очень смешит догонов, единогласно признающих такой обычай дикостью. Что не мешает, однако, последним есть кошек. Причем все как один признаются в искренней любви к кошатине, славя ее вкусовые качества. Тот факт, что в Европе кошка - это член семьи, что кошка, она как человек, что кошек там вместо детей заводят, для них такая же глупость белых, как, скажем, моногамия.
Занимаясь словарем, я в частности разбирался с охотничьей терминологией.
-Вот есть, ловушка на гиену, вот есть ловушка на бородавочника - рассказывал мне мой информант. А еще раньше были ловушки на человека.
-Ммм!!?
И тут мне он живо описал устройство ямы, скрытой от незадачливого путника при помощи листьев, положенных на сухие ветки.
- А это зачем?
- Ну, раньше давным-давно ели, ну или для жертвоприношения. Сейчас нет, сейчас мы - мусульмане. Даже говорить о том, что раньше было так, запрещено. Да и сейчас же везде полицейские.
- А кого ловили?
- Для жертвоприношений обычно фульбов. Но если не найдешь фульба, то можно поймать догона. Но он обычно догонов не принимал, говорил: «фульба, мне фульба»
- Кто говорил?
- Ну, эта штука…. Короче, берешь бревно, ставишь его на нужное место, начинаешь совершать жертвоприношения. Если все делаешь правильно, через некоторое время он начнет говорить. Это очень просто. Ты даже можешь у себя в стране это сделать..

Вот я сижу сейчас в Интернет-кафе, ну это конечно громко сказано, но все равно полный зал народу - почту проверяют, вот некоторые даже в ютьюбе клипы смотрят. Каждый, кто имеет хоть немного денег, владеет сотовым телефоном. Три сотовых оператора, сеть покрывает все более или менее крупные населенные пункты. В первые дни я даже был немного разочарован, подумал, что глобализация и здесь взяла свое, и не удастся мне отхватить африканской «самобытности».
Но к моей радости, выяснилось, что сотовые телефоны, айподы и прочие блютусы в человеке ничего не меняют. И стоит лишь немного «копнуть», как открываются все те прелести, которые, как порой кажется, противоречат нашим представлениям о цивилизованности, а на самом деле преспокойно с ними сосуществуют.


Надо бы поспрошать попристрастней "африканских" родственников и знакомых.
UPD "20 марта - международный День без мяса". 
Чур, меня!

8 коментарів:

  1. В России тоже существуют аналоги. Свекровь и теща называются.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Какие аналоги - слабый закос под джу-джу и обеах. А чаще просто дурь бабья.

      Видалити
    2. Некоторые дамы всерьез утверждают, что их belles-mamans наводят на них порчу :)
      Мне повезло: все мои спутники жизни утверждали, что это я их мам околдовывала и очаровывала.Были между нами только взаимные понимание и подарки!
      На первом курсе университета был у нас зачет по русскому фольлору. Препод попросила меня одного моего однокурсника приворожить, а другого - отворожить. За первого я позже вышла замуж. Второй по ошибке тоже приворожился.Хоггвардс какой-то, а не СПбГУ, одно слово.

      Видалити
    3. С французскими дамами все понятней - L’Empire colonial français)
      А вот с СПбГУ - это крутой зачот!.. (на лету ловит нижнюю челюсть)
      Ты читала приворотные мантры?

      Видалити
    4. Ну да, заставляли заклинания заучивать. С тех пор зареклась колдовать :)

      Видалити
    5. Но яркий осадочек в глазах остался:)))

      Видалити
  2. Зачем в Африку ходить? У нас в Карпатщине каждый третий колдун, их у нас зовут мольфарами. С ними, правда, я лично не сталкивалась, а вот свидетелем попытки навести порчу (или что там за колдовство нам готовилось, не знаю) была. :-)

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Ой, помню я эту Карпатщину на границе с Румынией - бесовщина на каждом шагу!
      Красивейшие места, но население жутковатое... о_О

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...