NB Следите за выделенными мной ключевым фразам-подсказкам!
Эта задорная скульптурная композиция в
![]() |
Купание красного коня, 1912 г. |
Как об этом писали в СССР:
30 мая (1920 г.) кавалерийская бригада остановилась у местечка Ольшанка. После многоверстного марша котовцы, выставив дозоры, расположились на отдых на берегу большого пруда. Конники принялись купать лошадей, мыться сами. Купался второй полк, первый же в стороне дожидался своей очереди. Раздавались крики, плеск и фырканье. Недалеко от местечка, на поле пшеницы, находились позиции противника; подступы к ним, как потом оказалось, прикрывали проволочные заграждения. Польские легионеры решили напасть на котовцев, рассчитывая застигнуть их врасплох. Котовский, выкупавшись, начал делать гимнастику. Вдруг вблизи раздались взрывы гранат и ружейная стрельба. Белополяки выскакивали из пшеницы. Котовский сразу же сообразил в чем дело. Он вскочил на Орлика.
— По коням! Не одеваться! Марш за мной! Шашки на голо-о!
![]() |
Место действия |
Заветной мечтой Григория Ивановича было создать духовой оркестр. А время было такое,
что не до оркестров, да и откуда было взять необходимые инструменты, где добыть музыкантов? Григорий Иванович распорядился, чтобы выискали среди бойцов таких, кто умел играть на чем-нибудь.
- Пусть он хоть на балалайке "Барыню" может отколоть, - объяснял Котовский, - или даже совсем ни на чем не играет, но наклонность у него к музыке есть, слух есть!
Второй приказ - бережно собирать музыкальные инструменты, какие попадутся среди трофейного имущества.
- Что попорчено - починим. Что непригодно - выбросим, - говорил Котовский командирам полков и эскадронов. - А музыка вот как нам нужна! Музыка дух поднимает, музыка - это знаете какое великое дело! Там, где человек давно бы свалился без сил, под музыку он промарширует от востока до запада.
И ведь добился своего Григорий Иванович! Уже в двадцатом году - на что трудный год! - в бригаде появился оркестр, свой великолепный оркестр. В нем было человек четырнадцать - пятнадцать музыкантов. Когда они принимались с усердием за работу, получалось очень внушительно: стекла дрожали.
- Слыхали? - спрашивал Котовский. - Орлы! Даже из оперы могут! Квалификация!
И тут же отдавал строгое приказание:

Затем Григорий Иванович рассудил, что оркестру не пристало ездить на разномастных лошадях. Подобрали одинаковых белых коней, один к одному, и Котовский часто проверял, хорошо ли у них расчесаны гривы, ровно ли подстрижены хвосты.
- Чтобы картинка была! Лошадь человеку - крылья! Запомните. А музыка - она поднимает человека вверх, благородные чувства рождает. (с)
Свидетельские показания очевидцев:
Когда в Одессе бушевала революция, Котовский из тюрьмы на эту сцену вышел не просто. Он вышел «в кандалах» и в первый же вечер поехал в оперный театр, где шло представление «Кармен».
На сцене пели дует дон-Хозе и Кармен, но вдруг по публике, захваченной представлением, пробежал легкий шорох, шепот, наконец гул голосов. Артисты сразу заметили этот свой разрыв и разъем меж ними и публикой. А по залу уже явственно шел шум и гул:
- «Котовский ...Котовский... Котовский.»
Широко распахнув двери, меж ошарашенными капельдинерами в зрительный зал вошел он сам, герой 1001 ночи, несколько раз раненый, несколько людей убивший, Григорий Котовский в руках со своими гремящими кандалами. В зале произошло замешательство. Не только в зале, но и на сцене. Артисты почувствовали себя побежденными гораздо более сильным эффектом. С кандалами в руках Котовский сел в первом ряду. Одна, когда-то им ограбленная дама упала в обморок. Весьма галантно Котовский привел ее в чувство. Он прекрасно понимал, что это, вероятно, было «сильное переживание».
А в антракте, с кандалами в руках, отправился в фойе. Здесь, окруженный разнообразной толпой, Котовский взлез на что-то долженствовавшее быть трибуной. Он произнес тут речь о свободе, о России, о себе Григории Котовском. Слушатели были потрясены.
И когда в заключенье Котовский закричал мощным басом, покрывая шумы зала, что продает сейчас же свои кандалы в пользу родившейся русской свободы, крик его был покрыт громом аплодисментов и кандалы - единственная движимость Котовского - в десять минут были куплены за 10 000 рублей каким-то, влюбившимся в революцию, буржуем.
Позднее Котовский сам записал так: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои кандалы».

Надел алые гусарские чикчиры с позументом, венгерку, мягкие, как чулки, сапоги с бляхами на коленах и шпоры с благородным звоном.
То Котовский переодетый офицер, то дьякон, то помещик. Грабежи днем и ночью. На столбах Одессы расклеены воззвания, предлагающие за выдачу Котовского и его сообщников крупную награду. Но именно эту-то «игру жизнью» и риск каждой минуты и любил Котовский. Котовский играл. Играл так, как играют в кинематографе. Говорят в этом человеке жила большая тоска, смешанная с патологической жаждой крутить перед всем миром трехтысячеметровый криминальный фильм, на который «нервных просят не ходить». (с)
(Марина разрешает!)
Когда в июне 1920 г. штаб Котовского стоял в соседней Володарке, музыкантов его оркестра пригласили сыграть на свадьбе в М. Вiльшанке. Оркестр был настоящим, инструменты -
Под утро местные мальчишки донесли, что к Вильшанке приближаются поляки, и музыканты, побросав громоздкие инструменты, убежали полями к своим в Володарку.
Услыхав, что все инструменты, включая его любимые барабаны, остались на вражеской территории, Котовский приказал немедленно трубить сигнал к атаке. Бойцы повскакивали с постелей в чем мать родила, сели на коней и помчались выручать инструменты.
И-таки выручили!
Подлинную историю о голой атаке поведал когда-то Натан Григорьевич Рахлин, который считал, что легендарному Котовскому он обязан своей музыкальной карьерой и жизнью. В 20-е годы юный штаб-трубач бригады мог, стоя в седле, на скаку сыграть любую команду. Котовский за руку привел его в филармонию. При первых звуках симфонического оркестра Натан Рахлин потерял сознание, а когда очнулся, сказал, что будет дирижером.
На нас, как и на местных жителей, "голая атака" произвела неизгладимое впечатление.
У бригады Котовского и с Браницкими вышла та еще история:" Серебро Браницких"
Прежде чем фоткать детишек - маму поищите!
Музыкальная вставка с выходом хороша! Хоть вставляй ее экскурсию... Щас как загружу куда-нибудь! http://us.i1.yimg.com/us.yimg.com/i/mesg/emoticons7/3.gif
ВідповістиВидалитиОй, да! Но мне твоя история больше нравится, до сих пор под впечатлением)))
ВидалитиНадеюсь, ничего не переврала? О_о
Тут такого жизнь наворотила, что и захочешь переврать, да реальность не превзойдешь...Чтоб так все в переплести!
ВідповістиВидалитиЦе точно)
ВидалитиНе знаю какая из версий мне более понравилась, но спасибо за все трактовки. Никогда бы не подумала, что у "купание красного коня" помимо революционной еще и музыкальная составляющая.
ВідповістиВидалитиНе совсем) "Купание" 1912 г.р., а история - 1920 г. Можно сказать, Петров-Водкин подглядел будущее))
ВидалитиПравда, еще раньше был Калмыков и его "Купание красных коней на закате солнца")
Ага, точно, на годы создания я внимания и не обратила. Выходит какая-то вереница обнаженных наездников с объединяющим фактором- красным)) спасибо, надо на Калмыкова глянуть
ВидалитиВ этих местах столько живописных водоемов и климат мягкий - само просится))) А конь красный по иконописной традиции, насколько я помню.
ВидалитиХотя на закате мокрые лоснящиеся крупы коней наверняка все розовые.
Вроде кошек, что в темноте всегда серы)