середу, серпня 14, 2013

Как читать памятники или Красные кони, голая кавалерия и своя музыка

Следующая история настолько хороша, что позволю себе покуражится над читателем растянуть ее на небольшое литературно-историческое детективное расследование.
NB Следите за выделенными мной ключевым фразам-подсказкам!
Эта задорная скульптурная композиция в зеркальном стиле Петрова-Водкина "Голая атака" установлена в селе Мала Вiльшанка в советские времена в память о героизме красноармейцев бригады Г. Котовского.
Купание красного коня, 1912 г.

Как об этом писали в СССР:

30 мая (1920 г.) кавалерийская бригада остановилась у местечка Ольшанка. После многоверстного марша котовцы, выставив дозоры, расположились на отдых на берегу большого пруда. Конники принялись купать лошадей, мыться сами. Купался второй полк, первый же в стороне дожидался своей очереди. Раздавались крики, плеск и фырканье. Недалеко от местечка, на поле пшеницы, находились позиции противника; подступы к ним, как потом оказалось, прикрывали проволочные заграждения. Польские легионеры решили напасть на котовцев, рассчитывая застигнуть их врасплох. Котовский, выкупавшись, начал делать гимнастику. Вдруг вблизи раздались взрывы гранат и ружейная стрельба. Белополяки выскакивали из пшеницы. Котовский сразу же сообразил в чем дело. Он вскочил на Орлика.
— По коням! Не одеваться! Марш за мной! Шашки на голо-о!
Место действия
Штаб-трубач заиграл атаку. Бойцы быстро выводили лоснящихся коней из воды, садились верхом и с места галопом кидались вслед за комбригом, мчавшимся на врага. Белополяки уже вели бой с первым полком, стоявшим в стороне от пруда. И вот в их ряды ворвались голые всадники с поднятыми, сверкающими на солнце, клинками. Началась отчаянная рубка. Легионеры не выдержали страшного натиска необычайной конницы. Одни из них в панике бежали к окопам, другие бросали оружие и, подняв руки вверх, сдавались в плен. Некоторые из белополяков все же успели добежать до окопов. Котовцы спешивались с лошадей и лезли под проволочные заграждения. Под проволокой погиб знаменщик 2 полка. Уже смертельно раненный, он продолжал ползти вперед; колючки разрывали его тело. Клочья знамени, окропленные кровью, остались на проволоке. Котовцы потеряли двадцать семь бойцов. Был ранен в живот командир 2 полка Макаренко. Рядом с ним в этом бою сражалась и его жена Аня — донская казачка. Даже и после того, как она увидела, что ее муж ранен, Аня продолжала рубить белополяков. Белополяки под Ольшанкой потеряли четыреста человек убитыми, столько же было взято в плен. (с)

Чуть позже и меньшим тиражом:

Заветной мечтой Григория Ивановича было создать духовой оркестр. А время было такое,
что не до оркестров, да и откуда было взять необходимые инструменты, где добыть музыкантов? Григорий Иванович распорядился, чтобы выискали среди бойцов таких, кто умел играть на чем-нибудь.
- Пусть он хоть на балалайке "Барыню" может отколоть, - объяснял Котовский, - или даже совсем ни на чем не играет, но наклонность у него к музыке есть, слух есть!
Второй приказ - бережно собирать музыкальные инструменты, какие попадутся среди трофейного имущества.
- Что попорчено - починим. Что непригодно - выбросим, - говорил Котовский командирам полков и эскадронов. - А музыка вот как нам нужна! Музыка дух поднимает, музыка - это знаете какое великое дело! Там, где человек давно бы свалился без сил, под музыку он промарширует от востока до запада.
И ведь добился своего Григорий Иванович! Уже в двадцатом году - на что трудный год! - в бригаде появился оркестр, свой великолепный оркестр. В нем было человек четырнадцать - пятнадцать музыкантов. Когда они принимались с усердием за работу, получалось очень внушительно: стекла дрожали.
Как любил "свою музыку", так он называл оркестр, Григорий Иванович Котовский! Как гордился своим детищем! Иногда он сам присоединялся к оркестрантам и играл на кларнете. Лицо его делалось серьезным, сосредоточенным. А музыкантов до того воодушевляло участие в оркестре командира, что они буквально творили чудеса. Играя на слух, они вскоре разучили попурри из оперы "Запорожец за Дунаем" и фантазию "Колосья" на темы русских народных песен.
- Слыхали? - спрашивал Котовский. - Орлы! Даже из оперы могут! Квалификация!
И тут же отдавал строгое приказание:
- Выдать музыкантам все как полагается по форме, чтобы были красавчиками, - ведь музыканты у всех на виду! А вы, музыканты, постарайтесь, чтобы ремни были всегда подтянуты, обмундирование аккуратно пригнано, чтобы трубы блестели ярче солнца! Понятно?
Затем Григорий Иванович рассудил, что оркестру не пристало ездить на разномастных лошадях. Подобрали одинаковых белых коней, один к одному, и Котовский часто проверял, хорошо ли у них расчесаны гривы, ровно ли подстрижены хвосты.
- Чтобы картинка была! Лошадь человеку - крылья! Запомните. А музыка - она поднимает человека вверх, благородные чувства рождает. (с)

Свидетельские показания очевидцев:

Когда в Одессе бушевала революция, Котовский из тюрьмы на эту сцену вышел не просто. Он вышел «в кандалах» и в первый же вечер поехал в оперный театр, где шло представление «Кармен».
На сцене пели дует дон-Хозе и Кармен, но вдруг по публике, захваченной представлением, пробежал легкий шорох, шепот, наконец гул голосов. Артисты сразу заметили этот свой разрыв и разъем меж ними и публикой. А по залу уже явственно шел шум и гул:
- «Котовский ...Котовский... Котовский.»
Широко распахнув двери, меж ошарашенными капельдинерами в зрительный зал вошел он сам, герой 1001 ночи, несколько раз раненый, несколько людей убивший, Григорий Котовский в руках со своими гремящими кандалами. В зале произошло замешательство. Не только в зале, но и на сцене. Артисты почувствовали себя побежденными гораздо более сильным эффектом. С кандалами в руках Котовский сел в первом ряду. Одна, когда-то им ограбленная дама упала в обморок. Весьма галантно Котовский привел ее в чувство. Он прекрасно понимал, что это, вероятно, было «сильное переживание».
А в антракте, с кандалами в руках, отправился в фойе. Здесь, окруженный разнообразной толпой, Котовский взлез на что-то долженствовавшее быть трибуной. Он произнес тут речь о свободе, о России, о себе Григории Котовском. Слушатели были потрясены.
И когда в заключенье Котовский закричал мощным басом, покрывая шумы зала, что продает сейчас же свои кандалы в пользу родившейся русской свободы, крик его был покрыт громом аплодисментов и кандалы - единственная движимость Котовского - в десять минут были куплены за 10 000 рублей каким-то, влюбившимся в революцию, буржуем.
Позднее Котовский сам записал так: «Медовый месяц февральской революции. И буржуазия покупает мои кандалы».
Это было «шикарно». Именно так любил Григорий Котовский. Шик, удаль, лихую внешность любил Котовский.
Надел алые гусарские чикчиры с позументом, венгерку, мягкие, как чулки, сапоги с бляхами на коленах и шпоры с благородным звоном.
То Котовский переодетый офицер, то дьякон, то помещик. Грабежи днем и ночью. На столбах Одессы расклеены воззвания, предлагающие за выдачу Котовского и его сообщников крупную награду. Но именно эту-то «игру жизнью» и риск каждой минуты и любил Котовский. Котовский играл. Играл так, как играют в кинематографе. Говорят в этом человеке жила большая тоска, смешанная с патологической жаждой крутить перед всем миром трехтысячеметровый криминальный фильм, на который «нервных просят не ходить». (с)
А теперь соединяем все сюжетные линии вместе и узнаем как дело было:
 (Марина разрешает!)
Когда в июне 1920 г. штаб Котовского стоял в соседней Володарке, музыкантов его оркестра пригласили сыграть на свадьбе в М. Вiльшанке. Оркестр был настоящим, инструменты - награблеными экспроприированными трофеями из Одесского оперного театра.
Под утро местные мальчишки донесли, что к Вильшанке приближаются поляки, и музыканты, побросав громоздкие инструменты, убежали полями к своим в Володарку.
Услыхав, что все инструменты, включая его любимые барабаны, остались на вражеской территории, Котовский приказал немедленно трубить сигнал к атаке. Бойцы повскакивали с постелей в чем мать родила, сели на коней и помчались выручать инструменты.
И-таки выручили!
Подлинную историю о голой атаке поведал когда-то Натан Григорьевич Рахлин, который считал, что легендарному Котовскому он обязан своей музыкальной карьерой и жизнью. В 20-е годы юный штаб-трубач бригады мог, стоя в седле, на скаку сыграть любую команду. Котовский за руку привел его в филармонию. При первых звуках симфонического оркестра Натан Рахлин потерял сознание, а когда очнулся, сказал, что  будет дирижером.
На нас, как и на местных жителей, "голая атака" произвела неизгладимое впечатление. 

У бригады Котовского и с Браницкими вышла та еще история:" Серебро Браницких" и революционные матросы.  Небезопасная, надо сказать. А сын Котовского стал востоковедом как и сын героя следующего поста...

Прежде чем фоткать детишек - маму поищите!

Тут мы делаем тематическую музыкальную паузу с выходом:


Малевич. Смычка

Похоже, и Малевич об этом что-то знал. И следующий пост это подтвердит/опровергнет...

8 коментарів:

  1. Музыкальная вставка с выходом хороша! Хоть вставляй ее экскурсию... Щас как загружу куда-нибудь! http://us.i1.yimg.com/us.yimg.com/i/mesg/emoticons7/3.gif

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Ой, да! Но мне твоя история больше нравится, до сих пор под впечатлением)))
      Надеюсь, ничего не переврала? О_о

      Видалити
  2. Тут такого жизнь наворотила, что и захочешь переврать, да реальность не превзойдешь...Чтоб так все в переплести!

    ВідповістиВидалити
  3. Не знаю какая из версий мне более понравилась, но спасибо за все трактовки. Никогда бы не подумала, что у "купание красного коня" помимо революционной еще и музыкальная составляющая.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Не совсем) "Купание" 1912 г.р., а история - 1920 г. Можно сказать, Петров-Водкин подглядел будущее))
      Правда, еще раньше был Калмыков и его "Купание красных коней на закате солнца")

      Видалити
    2. Ага, точно, на годы создания я внимания и не обратила. Выходит какая-то вереница обнаженных наездников с объединяющим фактором- красным)) спасибо, надо на Калмыкова глянуть

      Видалити
    3. В этих местах столько живописных водоемов и климат мягкий - само просится))) А конь красный по иконописной традиции, насколько я помню.
      Хотя на закате мокрые лоснящиеся крупы коней наверняка все розовые.
      Вроде кошек, что в темноте всегда серы)

      Видалити

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...