Ассоциативно, пунктиром и не очень внятно.
Показался светлый лик Иешуа (Бурляев)
Булгаков был сыном доктора богословия, профессора Киевской духовной академии, его предки со стороны отца и со стороны матери также были священниками, однако, Булгаков отказался продолжить династию и стал врачом. Известно , что в круге чтения молодого Булгакова был "Плач о Провансе" - текст на языке ок - изучавшийся тогда в университетах, и в Киеве в том числе. В перечне книг, которыми пользовался Булгаков, когда писал «Мастера и Маргариту» также «Песнь об Альбигойском походе». (Любопытно соотнесение И. Галинской имени и фамилии актера Петра Бомбардова из «Театрального романа» с владельцем рукописи
«Песни об альбигойском крестовом походе» советником Пьером Бомбардом.)
- Вы писатель?
- Я Мастер.
Мастер - степень в ложах для полноправного масона (до этого идут подготовительные степени - ученик и подмастерье). Мастер - это человек, посвященный в какие-то тайны. Булгаков был членом литературного кружка Московского ордена тамплиеров (во МХАТе того времени, например, Михаил Чехов был членом Антропософского общества и ордена тамплиеров, одним из первых учеников Карелина (командор ордена). Режиссер Завадский был «рыцарь высших степеней, состоял в руководящей группе, достаточно изобличен показаниями Поля... и других» - выражаясь сухим языком протоколов ОГПУ. Из деятелей театра в орден входили также Р.Н.Симонов и М.Ф.Астангов. Да и сам Эйзенштейн писал в своих мемуарах, которых вышли только в 1997 году, что в 1920-м году он был принят в Орден розенкрейцеров).
Восклицание Воланда: «О, трижды романтический мастер!»**
Коровьев-Фагот. Семантические компоненты имени Фагот. Булгаков соединил в нем два разноязычных слова: русское «фагот» и французское «fagot». Комплекс словарных значений современной французской лексемы «fagot» ("связка веток") утратил отношение к музыкальному инструменту — буквально «связка дудок» ( «фагот» — по-французски "basson"), в числе этих значений есть такие фразеологизмы, как «кtre habillй comme une fagot» («быть, как связка дров» , т. е. безвкусно одеваться) и «sentir le fagot» («отдавать ересью», т. е. отдавать костром, связками веток для костра). Родственно лексеме «fagot» и однокоренное французское слово «fagotin» (шут). Так что Фагот, во-первых, шут (имеющий отношение к музыке), во-вторых, безвкусно одет, и в-третьих, еретически настроен (о неудачной шутке Фагота я писала здесь).
Поэт Бездомный кричит: "В Кремле укрылась нечистая сила!"
Гурджиев, Сталин, Микоян и Блаватская учились в одном учебном заведении (в Ленинакане, в Александропольском иезуитском колледже - я подтверждения не нашла) и практически в одно и то же время. Сталин, будучи Иосифом Джугашвили, даже жил в доме матери Гурджиева. (Гурджиев – гипнотизер, мистификатор*, один из ведущих мистиков XX века, создавший учение о четвертом пути жизни. Он воспитал серьезных мистиков, таких как Алистер Кроули (его называли «зверем апокалипсиса»), который создал Общество восточных тамплиеров и воспитал практически всю верхушку гитлеровской Германии. При этом Гурджиев считается одним из самых выдающихся контрразведчиков советской России. Анастас Микоян – знаменитый политик и член Политбюро, о котором ходил каламбур: «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» - бессменный член руководящей верхушки партии большевиков от Ленина до Брежнева, его внук - музыкант, композитор и продюсер Стас Намин. Блаватская – одна из ведущих мистиков и оккультистов мирового масштаба, создавшая теософское общество. Успенский - это один из ведущих ученых-историков и философов нашего времени. А.А. Зиновьев - его ученик). Театроведы подсчитали, что Сталин был на спектакле "Дни Турбиных" 15 раз, часто приезжая ко второму акту, а то и за полчаса до финала.
Коровьев о Воланде (иностранце): "Он занят, занят! Он дрессирует кота!"
Фраза Булгакова: «Рукописи не горят».
В комнате, где Булгаков жил до 1915 года, на стене была сделана надпись: «Ignis Sanat («огонь излечивает») – прямая ассоциация с масонской аббревиатурой INRI. Она означает «огнем природа обновляется» и одновременно пародирует надпись на Голгофском кресте, где латинские слова Itsus Nasjrentis Rex Iudaeorum складываются все в то же INRI.
Связь с альбигойцами опять же.
Христос не оставил рукописей. Он первый засомневался в том, что рукописи не горят и не тонут.
Морфий.
В морфинистском «прозрении» земский врач Булгаков увидел огненного змея, сжимающего в смертоносных кольцах женщину и это поразило его. Он взялся за перо и …не умер от наркотиков. Нечто подобное было и с другим гением: «Будучи студентом юридического факультета, Гете серьезно заболел: болезнь казалась неизлечимой… «Я, – писал об этом Гете, – был потерпевшим кораблекрушение, и душа моя страдала сильнее, чем тело». Родители препоручают юношу заботам д-ра Иоханна Фридриха Метца, о котором говорят, как о «человеке загадочном […] настоящем медике розенкрейцеровской традиции, для которого исцеление тела должно привести к исцелению души».
Д-р Метц спасает Гете и передает его заботам Сюзанны де Клеттенберг, в доме которой собирается кружок пиетистов и оккультистов. Здесь Гете читает Парацельса, Василия Валентина, Якоба Беме, Джордано Бруно и прочих. Его справочной книгой становится Aurea Catena, произведение алхимическое».
Демон Азазель обучил допотопное человечество «силе корней и трав» (Синопсис свт. Димитрия Ростовского). И именно Азазелло дает Маргарите волшебный
Мастер: "Я не выношу шума, возни, насилия". (снова катары)
"…Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!"
Мне показалось, что речь не о силе Воланда, а как раз наоборот. Дающие априори сильнее просящих, если речь идет не о материальном.
Хотя критики говорят, что в «евангелии от Воланда» перевернуты все смыслы - вопреки всем известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам (…) ибо всякий просящий получает». (Мф. 7, 7-8).
Иллюстрации Нади Рушевой.
ссылки:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
_______________________
* Есть подозрение, что булгаковский Воланд - Гурджиев.
Гурджиев часто рассказывал притчу о баранах. Содержание ее сводится к тому, что некий богатый и жадный волшебник имел большие стада баранов и не желал огораживать пастбища. Бараны терялись в лесах и оврагах, а при приближении волшебника разбегались, догадываясь, как он распорядится их мясом и шерстью. Чтобы избежать напастей, волшебник внушил баранам, что они бессмертны, а сдирание шкуры полезно для здоровья. Вожакам стад он внушил, что они львы, орлы или даже волшебники. После этого для волшебника настало беззаботное время. Бараны не представляли себе другой жизни, кроме как в стаде; они спокойно ожидали, когда волшебник острижет их и перережет им горло.
** Читать Гурджиева следует по его же методике:
"Читайте каждое из моих письменных изложений трижды:
в первый раз – хотя бы так, как вы уже привыкли механически читать все современные книги и газеты,
во второй раз – как если бы вы читали вслух другому человеку,
и только в третий раз – постарайтесь понять суть моих писаний.
Только тогда вы сможете рассчитывать на создание своего собственного, присущего только вам, беспристрастного суждения о моих писаниях.
И только тогда может осуществиться моя надежда, что вы извлечете для себя, соответственно своему пониманию, ту особую пользу, которую я ожидаю и которую желаю вам всем своим существом."
Ему же принадлежит цитата: "Всякая молитва может быть услышана Высшими Силами, и может быть получен соответствующий ответ, только если она произносится трижды: в первый раз – о благоденствии или за упокой души своих родителей, во второй раз – о благоденствии своего ближнего, и только в третий раз – о самом себе".
Кстати, главной техникой Гурджиева было ломать сознание бессмыслицей.
0 поговорили:
Дописати коментар